Путешествие на Мадагаскар. 2019

АПРЕЛЬ 2020, ОЧЕРК

Идея

Идея полететь на Мадагаскар закралась в голову осенью 2018 года. Во многом я вдохновился рассказами друзей, которые организовали там велопоход. Место колоритное. Баобабы, лемуры, океан, фрукты, да и просто далеко, все это меня тянуло. Интересно было посетить страну не очень популярную туристически, так на мой взгляд интереснее и самобытнее, хотя и сложнее логистически, а местами и просто опаснее.

Планирование

Было решено лететь на 3 недели. Мадагаскар огромен и раз уж лететь, то надолго. Хотели собрать небольшую компанию, но многие отказались по разным причинам, хотя и собирались изначально. Не все могли взять такой большой отпуск на работе, кто-то не смог из-за своих семейных дел, а некоторые отказались из-за опасностить заразиться лихорадкой. Итого нас осталось двое.

С составом и длительностью поездки определись. Теперь переходим к поиску мест, которые хочется посетить и к отчетам о Мадагаскаре. После долгих размышлений решили что в первую очередь хотим увидеть такие локации:

Аллея баобабов - я этих великанов хотел увидеть с самого детства, когда читал книжки о нашей планете.

Парк Цинге - уникальный парк, которые состоит из острых, как пики, скал.

Тропический лес с лемурами - тут нам подходило множество парков, но мы выбрали окрестности Андасибе.

Остров Святой Марии - просто райский уголок на берегу индийского океана, где раньше было множество пиратов. В довесок тут можно посмотреть на китов горбачей, которые каждый год курсируют возле острова, и посетить кладбище пиратов.

Антананариву - столица Мадагаскара. Очень колоритный город. Погулять, побродить, проникнуться ритмом жизни.

Лететь решили в середине августа. На Мадагаскаре это как раз конец зимы, еще не сильно жарко и мало дождей. И как раз, в это время, конец сезона миграции китов - должны все успеть.

Ночевать мы будем, в основном, в отелях, и иногда в палатках. На самом деле можно было палатку не брать, по нашему маршруту везде было где остановиться, ночевали в ней всего 4 раза, а возили с собой все 3 недели. Питаться мы решили в основном в местных заведениях, и частично готовить своими силами.

Из опасностей Мадагаскара стоит выделить малярию. На Мадагаскаре есть риск ей заразиться и потом не вылечиться. Прививок от нее нет, и можно использовать профилактические препараты, но они тоже ничего не гарантируют, а сложностей организму доставляют. Все обдумав, и перечитав кучу форумов путешественников, мы решили ничего с этим не делать. На это было несколько причин:

– профилактические препараты не дают гарантий, но тяжелы для организма.
– в этот сезон шанс заразиться невысокий.
– процедура лечения в общем обкатанная, и мы всегда будем в относительно быстрой доступности к городам.

Киев - Стамбул - Антананариву

Перелет на Мадагаскар, это одна из самых затратных частей путешествия. Мы попали на акцию от Turkish Airlines и билет в обе стороны обошелся около 680$. Летели с пересадкой, Киев - Стамбул - Антананариву. Пересадка в Стамбуле была около 12 часов, мы специально так подобрали. Во первых, вдоволь погуляли по новому аэропорту, он и правда впечатляет своими размерами. Во вторых, погуляли по Стамбулу. При длительных пересадках Turkish Airlines организовывает экскурсии в Стамбул для своих пассажиров. Все детали мы узнали на одной из информационных стоек и записались на экскурсию. Нас посадили в автобус, поводили по центру Стамбула, показали основные достопримечательности и хорошо покормили.

После этого нас ждал долгий перелет, более 10 часов. Такого перелета мы немного опасались, но он прошел действительно легко. Большой широкофюзеляжный самолет, удобные кресла, фильмы и хорошая еда. Ах да, еще раздавали винишко и другие алкогольные напитки. В общем перелет проблем не вызвал и мы прилетели в международный аэропорт Ивату, возле Антананариву.

Впервые в Антананариву

Некоторое время мы провели в аэропорту. Купили визу, долго рассказывали зачем и куда мы едем, потом нас пропустили. Первым делом мы обзавелись sim-картами местного оператора и купили к ним по 10 гигабайт 4G интернета. Много, зато когда было скучно - можно было загружать и смотреть фильмы. Сколько заплатили за визу уже не помню по 35 или 70 долларов. Мобильная связь с интернетом обошлась нам по 45 долларов. После этого мы сразу, в аэропорту, поменяли большую часть денег на ариари, местную валюту. Получилось несколько миллионов и очень внушительная пачка денег. Заранее, в аэропорту, уточнил сколько может стоить такси до столицы, чтобы местные таксисты не обвели нас вокруг пальца.

Ну все, вышли из помещения аэропорта. Сразу бросается в глаза красноватая почва, люди абсолютно незнакомой внешности и пальмы. Многие сидят на газонах, и мы не хуже, тоже сели оглядеться. Проверили что есть связь и интернет, и нашли на карте адрес нашего отеля. Такси долго искать не пришлось, быстро сторговались с 50 долларов до 17 и поехали. Замечу, что на Мадагаскаре нас в ценах не обманывали, завышенные тарифы таксистов в аэропорту, это наверное единственный случай.
До отеля ехали примерно час, сама дорога нас тоже впечатлила. До самого города проезжали мимо рисовых полей и смотрели как на других полях местные производили кирпичи. Водитель сносно знал английский и рассказал нам вводную информацию о ценах, транспорте, отношении к французам(Мадагаскар был французской колонией) и много других интересных мелочей, о которых мы спрашивали. В самом городе мы местами попадали в заторы и удивлялись антикварности и простоте местного автопарка. Пока приехали, заселились, разложили вещи, уже и стемнело. Нас терзал голод и мы сразу пошли на рынок купить еды.

Рынок очень суетливый и довольно грязный, вместо электричества там местами горят свечи и в целом, темно. Местные не понимали нас, мы не понимали их, в итоге изъяснялись на пальцах или калькуляторе. Купили несколько папай, местную сладость “Коба” и что то еще. На этом рынке купить можно и одежду и продукты и много чего другого. В основном на таких рынках мы впоследствии покупали фрукты, орешки, багеты и молодой сыр. По темноте долго ходить не хотелось, да и практически ничего не было видно. Мы вернулись в номер и перекусили. Как оказалось, “Коба” это традиционный десерт из молотого арахиса, сахара и рисовой муки, завернутый в пальмовый лист. Мне очень понравилась “Коба”, сытно, в меру сладко и хорошо транспортируется - удобно брать с собой в дорогу. Ближе к ночи заказали чай в кафе при отеле, и завалились спать.

В столице мы остановились на 2 ночи. Времени не много, и на следующий день мы начали искать трансфер до города Мурундава и газовые баллоны для резьбовой горелки. Несмотря на то, что город большой и есть outdoor-магазин, нужных баллонов мы не нашли, но это нас не сильно расстроило. Самое главное, это разобраться с транспортом. Между городами Мадагаскара курсируют разного рода микроавтобусы, под общим названием такси-брусс. Мы подошли к таксисту и довольно быстро донесли мысль что нам надо “такси-брусс” и “Мурундава”, после чего поехали на импровизированную автостанцию. “Автостанция” это огромная территория, где много людей, шумит музыка, рынок, куча машин и вообще полнейшая суматоха в пыли. Пока наша машина пробивалась через толпу людей, к нам постоянно заглядывали в окна, что-то кричали, просили, предлагали, и так далее и тому подобное. Это с непривычки раздражало.

В итоге нас подвезли к одному из сарайчиков, где оформляют билеты и мы договорились о поездке, завтра в 6 утра, в Мурундаву. Дорога обещала быть долгой, около 12-13 часов, зато можно вдоволь налюбоваться видами из окна. Деньги тут надо давать вперед, и в отчет вручают некоторое подобие билета с отмеченными местами в салоне. Мы обменялись номерами телефонов с организатором, несколько раз все уточнили, потому что плохо друг друга понимали, и поехали обратно, в отель.

Пора написать немного и о самом Антананариву. Город большой, пыльный, шумный и бедный. Относительно богатые дома сочетаются с трущобами, очень много стихийных рынков, различных точек продажи и потоков людей. В целом люди дружелюбные, но много детей-попрошаек, которые ходят за тобой, дергают за руки все время что-то просят. Причем они могут засунуть голову в открытое окно такси, которая стоит в пробке, в третьей полосе и это никого не удивляет. Отдельного внимания заслуживают автомобили Мадагаскара, они просто удивляют своей раритетностью, особенно много тут старинных французских автомобилей. В городе очень много такси, и средний ценник у нас получался около 10$. В основном мы просто показывали метку на карте телефона и водитель пытался нас туда доставить. Далеко не всегда получалось ехать кратчайшей дорогой. В городе потрясающий заторы и часто объезжать надо через соседние улочки или даже районы. Мусора в городе тоже много, многие писают просто в обочины или на стены зданий, но в целом, днем чувствуешь себя безопасно. Вечером или ночью прогулки не такие комфортные. Много шумной молодежи, темно и совсем не понятно что тебе говорят. Чисто субъективно в темное время гулять мне не хотелось, хотя иногда выбирались.

Мурундава и аллея баобабов

Утром мы доехали на такси до автовокзала и нашли место нашего отправления. До выезда прошло довольно много времени, постоянная суета, куча людей и машин, на машины грузят все, включаю куриц и скутеры.

Дорога была и правда интересной, постоянно менялись виды, мы проезжали и города и деревушки и реки и поля. Но длилось все это путешествие очень и очень долго, в машине сидели дети и их часто тошнило на поворотах, мы ерзали и меняли позы, потому что все затекало, и периодически засыпали. Водитель несколько раз останавливал машину на плановый туалет, то в поле, то в лесах, и один раз заехал в городке на обед, где мы купили перекусить немного фруктов и овощей.

Когда мы заезжали в Мурундаву, уже совсем стемнело, а мы еще не определились с жильем. Изначально мы не знали чего хотим, поставить палатку, или искать гостиницу, но по приезду все стало на свои места. Шумно, людно, в городе практически нет электричества, и искать место для палатки нам показалось неуместным, тем более мы изрядно устали в дороге. В городе к нам сразу привязался один местный гид. Он именно привязался и оказался очень навязчивым, хотя и добродушным парнем. Вместе с ним мы нашли сносный отель и он предложил нам свои услуги гида в нашем следующем приключении. Мурундава для нас была транзитным пунктом, иначе сложно добраться до парка Цинге, и то, для этого нужно найти водителя и арендовать внедорожник, в чем он нам и помог.

Мурундава представляет из себя небольшой рыбацкий городок, на берегу Мозамбикского пролива. Тут кокосы падают на пол, снуют рыбаки на своих лодочках, и красивейшие закаты на берегу пролива. В этом месте относительно неплохо развит туризм, есть отели, кафе, можно организовать себе экскурсию к аллее баобабов или в парк Цинге и много чего другого, местные довольно легко идут на контакт и предлагают свои услуги.

Вообще место приятное и экзотичное. С крыши нашего отеля было видно как очень атлетичный парень вытачивал пирогу из ствола мангрового дерева, на рынке, прямо с асфальта продавали рыбу прилипалу, а в рыбацком порту я увидел очень странных рыбок - илистых прыгунов и много другого интересного. В конце концов мы попробовали там семена баобаба, не то чтобы это было очень вкусно, но интересно.

Вечером мы все с тем же гидом отправились к аллее баобабов. Туда всех туристов привозят ближе к закатному времени, и у нас было пару часов погулять по аллее и встретить там закат. Сначала по дороге встречались единичные деревья, а потом их становилось все больше и больше. Это больше было похоже на лес баобабов, хоть и не густой. Деревья очень впечатляют, высокие, гладкие, толстенные, все как надо. Очень впечатляющее зрелище, я думаю запомнится оно на всю жизнь, как впрочем и вся поездка. Думаю что баобабы были бы еще более красивыми с зелеными кронами, но для этого надо ехать в другой сезон.

Ух, красиво, впечатлились. После того, как стемнело, нас отвезли назад и мы договорились с гидом о планах на завтра и заказали внедорожник с водителем на 3 дня, чтобы поехать в парк Цинге

Поездка в парк Цинге

Несмотря на то, что основной целью поездки был парк Цинге, мне сложно сказать что было интереснее, парк или дорога к нему. Путь к парку представляет собой около 250 километров по грунтовой дороге и две переправы на местных паромах. Дорога занимает примерно 6-7 часов времени, но думаю все зависит от сезона и состояния дороги. Регулярного сообщения нет, или я о нем ничего не знаю, и надо арендовать внедорожник. Как оказалось машины едут колонной в сопровождении вооруженной автоматами калашникова жандармерией, потому что уже были случаи вооруженного нападения на автомобили с туристами. Это все заставляет задуматься о целесообразности поездки, но об этой опасности мы узнали уже в процессе.

В самом начале дорога проходит через аллею баобабов и потом углубляется в лес, в котором сквозь деревья просматриваются величественные баобабы. Почва и окружающая пылища часто меняет свой цвет, с бледно бежевого, до кирпично красного, очень необычно. В пути постоянно встречаются местные деревушки, построенные из всего что растет под ногами, за машинами бегают местные дети, постоянно машут, что то кричат и искренне радуются. Радуются они тому, что у туристов можно выпросить сладости или пустые пластиковые бутылки. Бутылки оказались очень полезным в хозяйстве атрибутом, который в относительном дефиците. В них набирают воду, молоко, сахар, мед и т.д. А еще детишки могут насобирать бутылок, сдать их в городе за небольшие деньги и сходить в кинотеатр, когда представится такая возможность.

Через несколько часов мы доехали до первой переправы, через реку Маниа. Это самая настоящая африканская река. Широкая, грязная, с крокодилами и невероятными местными паромами. Паромы, это соединенные моторные лодки, с деревянным настилом, на который заезжают автомобили и заходят люди. Местные паромщики очень ловко управляются со своими посудинами и паркуют на них автомобили. Около паромов толпятся местные жители и ребятишки, продают жареные овощи и просто любуются зрелищем. Сама переправа заняла примерно 30 минут, но сколько мы не высматривали крокодилов, ни одного не увидели, не повезло.

Потом нас ждал обед в небольшом городке, и еще одна переправа, но уже поменьше. И все, мы доехали. Остановились мы в приличном кемпинге, в палатках, под огромным манговым деревом. Вечер был полностью в нашем распоряжении, а утром за нами заедет наш водитель с местным гидом, который проведет нам экскурсию на несколько часов по парку Большие Цинге. На Мадагаскаре очень много живности, она везде. Куда ни зайдешь, в душ или в туалет, осматриваешь все углы, чтобы найти новый вид гекконов или притаившуюся лягушку. Но надо быть осторожным, можно заметить и огромных пауков, к счастью они довольно предсказуемо висят по центру своих паутин и никуда не бегут.

Перед входом в парк Цинге, нам выдали страховочные системы и местный гид немного рассказала о парке, его жителях и местных обычаях. По утверждениям местных, нельзя ничего показывать прямым пальцем, иначе духи предков могут обидеться. Глупости конечно, но интересно. В парке очень острые и крутые известняковые скалы, которые сверху часто напоминают торчащие лезвия. Эти камушки иногда и правда очень острые и тонкие, и если немного отойти от туристической тропы, то слышно как они крошатся и врезаются в подошву обуви.

Нас водили по лабиринтам, среди скал, и по подвесным мостам, мы спускались в пещеры и смотрели как огромные корни спускаются с самого верха скал вниз, к воде. Местность выглядит абсолютно враждебно, но не смотря на это тут хватает растительности, внизу бегают какие то грызуны и красивые птички. А еще тут живет несколько видов лемуров, дневных и ночных. Лемуры - практическая визитная карточка Мадагаскара, и все пытаются их найти и показать. И нам очень сильно с этим повезло. Вы только посмотрите как этот Сифака(вид дневного лемура) прыгает с камня на дерево:

Видели мы не только Сифак, кажется еще бурого или коричневого лемура и еще один ночной вид, он удачно спрятался с расщелине дерева и выглядывала только одна голова. Вся экскурсия продлилась 4 часа, хотя гид ориентировала нас на 6. Была возможность поехать посмотреть на малые Цинге, но мы решили отдохнуть и поискать хамелеонов. Жара в парке нам показалась просто испепеляющей и мы с удовольствием уделили время холодному пиву в тени деревьев нашего кемпинга.

Еще одним пунктом нашей поездки были хамелеоны, водитель обещал показать их нам ночью на деревьях, но мы и сами захотели их поискать. В нашем кемпинге была стрелка, указывающая на сад с хамелеонами и мы часто прогуливались в том направлении, чтобы их найти. Во первых было непонятно где начинается и заканчивается сад, а во вторых, найти хамелеонов совсем непросто. Мы потратили битый час на их поиски и все таки одного нашли, я тогда почувствовал себя настоящим сыщиком и был горд. Но потом пришел местный парень и за 10 минут нашел нам еще кучу хамелеонов, спасибо ему за это, но зачем так поступать с нашим самолюбием?

А потом были хамелеоны ночью, я до сих пор не понимаю как наш водитель подсвечивая деревья фонариком с мобильного телефона находил их прямо возле дороги. Ночью они отдыхали, и были не такие активные, как днем. Их на Мадагаскаре большое разнообразие, и маленькие, и средние, и большие, и одноцветные, и разноцветные, интересные зверушки и довольно шустрые.

Ну собственно и все, пора ехать обратно, в Мурундаву. Еще раз полюбоваться рыжей, пыльной дорогой и покататься на паромах, вдруг нам попадутся крокодилы на обратном пути. К сожалению крокодилов мы опять не увидели, но на обратной дороге нас завезли к двум баобабам. Один из них, самый толстый и старый, священный баобаб, а другой, со странным витым стволом, его называют баобабом влюбленных.

После парка мы вернулись в Мурундаву и решили провести там две ночи, отдохнуть, полюбоваться закатами и съесть все фрукты, которые найдем.

Анатанариву

В Мурундаве мы немного расслабились и сделали ошибку. Мы поздно пошли на вокзал, искать транспорт до Антананариву, а прямых автобусов уже не было, осталась возможность доехать только до города Анцирабе. И хотя от Анцирабе до столицы оставалось всего несколько часов пути, и водитель должен был нас пересадить дальше, это все равно лишняя суета и потеря времени в и без того сложной дороге. До Анцирабе мы доехали на своих местах, в общем то без приключений, но когда нас пересадили на другой транспорт, разговор о своих места был уже неуместен. Мы сидели сзади, с кучей детишек, люди усаживались везде где можно, даже между сидений клали доски и садились. Для меня эта поездка была просто неприятной, а у Ани она оставила незабываемый отпечаток отвращения. Сама дорога извилистая, и пыльная, в машине тесно. Практически всех детей тошнило, и это у них обычная практика, водитель не останавливает машину, чтобы сделать это на обочине. Просто вся детвора срыгивает в приготовленные заранее пакетики и везет их в руках, до следующего приступа рвоты. Ночью, после целого дня дороги и с пошатнувшимся настроением мы добрались до отеля и легли спать.

В Антананариву мы провели 2 дня. Надо было разобраться с логистикой следующих передвижений, найти транспорт до острова Святой Марии, и решить как нам подсесть в такси-брусс, не на конечной станции, а возле парка, в который мы собрались ехать. Ну и конечно гуляли по городу. Мы заглянули в крупный супермаркет Jumbo, купили там много вкусного в дорогу и нашли мадагаскарский шоколад, с содержанием какао-бобов 100%. И что важно, мы долго и упорно искали по рынкам кипятильник и наконец то его нашли. Кипятильник очень сильно нас выручал, когда хотелось просто попить чай и легко перекусить овсянкой ил лапшой быстрого приготовления.

Следующим пунктом нашей поездки должен стать парк Андасибе, или его окрестности. Находится он по дороге, между столицей и портовым городом Туамасина. В итоге мы смогли договориться о том, что нас отвезут на такси-брусс до парка, а потом, через 2 дня, заберут на том же месте и довезут до Туамасина.

Андасибе и парк Mitsinjo

От столицы до парка несколько часов езды, а сам поселок Андасибе находится в трех километрах от трассы. Жилье мы не бронировали, и по дороге к поселку завернули в ближайший кемпинг в парке Mitsinjo, в котором тоже проводят экскурсии по лесам, и помогают найти лемуров. В кемпинге самые минимальные условия, и комфортным я его точно не могу назвать. Но место тихое, без туристов, а нам не хотелось долго искать ночлег. Остановились в палатке, под специальным навесом, питались купленными местными фруктами и сами готовили.

Кемпинг находится на территории вечнозеленого влажного леса, в котором прыгают лемуры и водится много чего интересного. Про лемуров я не утрирую, во время завтрака они прыгали по деревьям и истошно кричали, примерно в 30-ти метрах от нас. Очень впечатляет сам парк, по утрам в нем и правда очень влажно и прохладно, практически все растения и живность мне не знакомы, это создает ощущение что ты находишься максимально далеко от дома и привычной обстановки, в принципе так оно и есть.

Экскурсию запланировали на следующий день, а в этот вечер мы прогулялись к поселку. Это было первое место, где у нас ничего не попрошайничали и это действительно приятно, после нападок местной ребятни в Антананариву. Поскольку темнеет рано мы скачали фильм, пока гуляли в поселке. Мобильный интернет на Мадагаскаре скорее радует, чем огорчает, хорошего сигнала в этом поселке я не ожидал.

Ну и перейду в самой экскурсии, это было очень интересно. Гид нам много рассказывала о местных растениях, показала много пальм и как из некоторых из них добывать воду. Нашли несколько обалденно красивых хамелеонов и ночных гекконов. Ночные гекконы маскируются настолько хорошо, что их можно заметить буквально упершись глазом, иначе их не отличить на фоне лишайника и коры. Но самой занимательной частью нашей прогулки должны были стать самые крупные лемуры Мадагаскара - Индри. Мы постоянно прислушивались где они кричат и двигались в их направлении. По рассказам гида, возле нас живет две семьи этих лемуров, и за одной из них часто следит работник парка, они к нему привыкли, и не боятся. В конце концов мы нашли это семейство и один из самцов спустился к нам, потому что у нас было их любимое лакомство - молодые листья какого то местного растения, которые мы собрали по дороге. Так близко увидеть лемуров мы и не надеялись, получилось даже покормить их из рук.

После того как лемур поел и понял, что больше ничего приятного его не ждет, он вернулся наверх к своим сородичам. И тут они начали кричать. Именно кричать, и очень громко, практически до звона в ушах. С помощью крика они общаются с сородичами на расстоянии в несколько километров. Гид и мы были довольны результатом, еще немного погуляли и вернулись в кемпинг. Это было классно и интересно, местность очень необычная и сильно отличается от более сухой, восточной части острова.

Андасибе - Туамасин - остров Святой Марии

Следующим пунктом нашего путешествия должен стать остров Святой Марии(Нуси-Бураха). Добраться туда из нашего парка быстро не получается, для начала надо сесть на автобус до города Туамасина и переночевать там. Уже из Туамасина, рано утром, ехать в Ивонго и пересаживаться на катер до острова.

Возле основной трассы нас должен подобрать проходящий автобус, а отличить его от других довольно сложно, нужно полагаться на порядочность местных перевозчиков. У меня был телефонный номер водителя, но из того, что он мне говорил я понимал только слово “Иван”. Мы несколько раз созванивались, ничего не понимали и просто ждали. В конце концов мы встретились и поехали. В город мы приехали уже ночью и в течении получаса добрались до отеля.

Много рассказать про Туамасин у меня не получится, мы несколько часов погуляли в ночное время и перекусили в каком то кафе, но это тоже было интересно. Для начала мы прогулялись к океану через темный город. Чем ближе к воде, тем город становился живее и живее, появлялись забегаловки, играющие в карты местные и становилось все больше освещения. Но в целом безопасно я себя здесь не чувствовал, тут было довольно мало освещения и мало людей. После океана мы зашли в кафе и обнаружили для себя совсем новый колорит. В кафе было довольно много иностранцев и тут показывали на проекторе матчи регби. Очень часто за столиками попадались пожилые французы с молодыми малагасийками. На Мадагаскаре секс-туризм довольно развитая индустрия, и здесь мы столкнулись с этим воочию.

Отдохнув в отеле, мы пошли искать транспорт, о котором договаривались заранее. Это все те же такси-брусс. Дорога до Ивонго конечно отвратительная, по пути подались не ямы а настоящие спуски и подъемы, это больше напоминало не дорогу, а море во время шторма. Сам путь до Ивонго занял пять часов, вместо обещанных трех, и нас пересадили на катер, на котором мы и уплыли. Катер большой, примерно на 60 человек, и нас совсем не укачивало за полтора часа пути до острова. Приплыли мы в хорошем настроении, теперь у нас не будет долгих переездов, а только этот райских уголок.

Остров Святой Марии

На острове мы собрались провести 4 дня. В качестве жилья мы выбрали бунгало с видом на океан в довольно отдаленном отельном комплексе. Ехать к комплексу нужно на внедорожнике около часа. По приезду нас встретил владелец, итальянец Маурицио, и сказал: - “Welcome to Paradise”. И он не обманул, место великолепное, оно находится вдали от суеты, и в нем очень приветливый местный персонал. Комфортные бунгало, гамаки, кокосы, пальмы, интересная лаунж зона и очень вкусная кухня. До приезда мы переживали что таким непоседам, как мы, будет скучно тут 4 дня, но этот отдых был максимально приятным. Здесь можно взять в аренду квадроциклы, заказать экскурсии или рыбалку на пирогах, в соседней реке. К сожалению мы не успели многого попробовать, потому что я получил солнечный удар и 2 дня у меня была высокая температура, вместе с диареей.

К счастью, перед моим солнечным ударом, мы успели записаться на экскурсию, где можно увидеть китов. Нас заранее предупредили, что их уже не видели несколько дней, но попробовать стоило. Экскурсия стартовала утром следующего дня с другой части острова, куда нас отвезли на уже знакомом нам внедорожнике. На лодке мы попали в сильный дождь и довольно сильно волнующееся море, но к сожалению мы увидели только дельфинов, а не китов. Виды с воды открывались просто потрясающие и мы абсолютно не расстроились.

После экскурсии мы решили еще погулять по острову и осмотреть кладбище пиратов, перед тем как нас опять заберет водитель. На этом острове раньше базировались пираты, и в качестве наследия оставили после себя очень интересное кладбище. Перед входом нас обилетили и местный гид рассказал нам довольно много интересных историй об этом месте и некоторых из погребенных.

Нагулявнишь по острову, нас уже в темноте подобрал хорошо знакомый водитель и отвез обратно. Сам водитель - очень интересный и образованный парень, много рассказывал нам о самом острове и жизни на Мадагаскаре, в целом. Живут здесь в основном рыбалкой и туризмом, и место довольно спокойное. Тут все друг друга знают, в отличии от больших городов, а чужаки тут появляются редко. Сам водитель работает в нашем отельном комплексе с весны по осень, а в остальное время занимается домашними делами и подводной охотой.

Мы еще планировали посетить местные деревни, но мое заболевание внесло свои коррективы, и два дня мы не отходили далеко от нашего бунгало.

Дорога домой

С острова мы улетали в столицу местными авиалиниями, это экономит порядка двух дней пути и гораздо комфортнее. Потом нас ждал привычный маршрут Антананариву - Стамбул - Киев. В аэропорту мы купили домой несколько сувениров и пару бутылок рома и без происшествий добрались до Киева.

Итоги

Мадагаскар очень интересен, тут практически все отличается от привычного мне. Другой язык, люди и уникальная природа, да что говорить, тут даже звездная карта совсем другая. Это было одно из лучших моих путешествий.

Из неприятного, в нашей поездке, можно выделить попрошаек, нечистоты на улицах и очень долгие переезды на такси-брусс, местном транспорте. В будущем я бы заменил часть таких переездов на перелеты местными авиалиниями, и оставил бы только один-два переезда для знакомства с местным бытом.

Советы и заметки

Если вы не планируете питаться только в кафе и ресторанах, то можете взять газовую горелку под цанговый баллон, или баллон campingaz. Купить их можно в Антананариву, в супермаркете Jumbo. Или можете просто взять с собой кипятильник, мы ни разу не видели чайник в отелях, и долго искали кипятильник сами, на рынке.

На Мадагаскаре нет посольства Украины, будьте очень осторожны со своими документами. Мы с воровством не сталкивались, но нас об этом часто предупреждали. Лично я носил документы, банковские карты и прочие важности в тонкой “бананке”, под футболкой.

Перемещаться по острову проще всего местными авиалиниями или с помощью такси-брусс, пассажирских железнодорожных перевозок нет. Перелеты, это быстро и дорого, а переезды дешево и жутко утомительно, решать вам.

Продукты купить в принципе не проблемно, особенно в городах. В магазинах, если хорошенько поискать, можно найти консервы, лапшу, каши, колбасы и сыры. Практически везде можно купить разнообразные фрукты и немного овощей. Мадагаскар, это вообще фруктовый рай. Часто попадаются местные харчевни, или уличная еда, но это уже на любителя. В Антананариву даже кур гриль нашли - вкуснятина. А вообще популярен рис, рыба, мясо зебу.

Популярный алкоголь - ром. И он довольно вкусный, рекомендую.

Покупайте бутилированную воду, она продается почти везде.

Сайт местной авиакомпании - https://tsaradia.com. Перелеты по острову стоят примерно 100 - 150 долларов. Аэропортов на Мадагаскаре много и практически везде можно добраться самолетом.

Трехдневное путешествие из Мурундавы в парк Цинге, и обратно обошлось нам примерно в 1200 000 ариари, это примерно 400$. За аренду автомобиля с водителем, все переправы и билеты в сам парк мы заплатили ровно 1 000 000, а остальные деньги ушли на жилье в кемпинге и питание. Паромные переправы в одну сторону стоили 45 000 и 15 000 ариари.

Цены на такси-брусс отличаются, в нашем случае билет Антананариву - Мурундава стоил 60 000 ариари, а Антананариву - Туамасин - 30 000. Найти местный автовокзал не проблема, достаточно сказать любому таксисту город назначения. Еще могу порекомендовать таких перевозчиков - https://www.cotisse-transport.com, их офис в Антананариву находится не на вокзале. У них есть свой сайт, и довольно приличный сервис. С ними проще договориться на английском и можно выбрать машины с разным уровнем комфорта.

Из Туамасина до острова Святой Марии мы добрались с помощью этой компании. 80 000 ариари с человека. Еще пользуется популярность этот перевозчик.

Экскурсия, в которой показывают китов стоит около 50$. Организовывают ее вот в этом комплексе https://www.princesse-bora.com/, самом дорогом на острове. Останавливаться там не обязательно, можно просто записаться. От нашего отеля нам организовали трансфер в оба конца, за отдельные 100$.

На острове Святой Марии мы останавливались тут: http://www.riakeresort.com/. Однозначно рекомендую.

В Мурундаве могу порекомендовать https://www.chezmaggie.com/, очень комфортное и недорогое место.

В среднем за проживание в отелях Мадагаскара мы платили по 15-20$ с человека за ночь.

Плотно перекусить в кафе или недорогих ресторанах стоило примерно 3-5$ с каждого.

Такси по Антананариву стоило около 10$ а из международного аэропорта Ивату, до столицы 15-17$. В других городах мы на такси не перемещались.